АБС — как работает, для чего?

Система ABS годами устанавливается в каждую новую машину. Без него невозможно представить безопасное торможение. Между тем не все знают, как эффективно использовать преимущества АБС.

Система ABS не только снижает риск потери контроля над автомобилем, но и резко снижает количество автомобильных аварий. Подсчитано, что система снижает количество лобовых столкновений на мокрой дороге до 35%! Благодаря этому элементу тормозной системы, который когда-то требовал большого опыта, сегодня требуется только сильное нажатие на педаль тормоза.

Эксперименты с системой защиты от потери колес проводились еще в начале 1930-х годов — впервые в авиации. Искалось решение, которое облегчило бы сохранение контроля над самолетом при посадке и защитило бы шины от повреждений из-за скольжения по клейкой, «разрушающей» поверхности.

Серийное, первоначально очень ограниченное использование АБС в автомобилях не происходило до второй половины 1960-х. Первым автомобилем — за исключением типичных спортивных конструкций — оснащенным механической АБС, был Jensen FF 1966 года.

Прошло несколько лет, прежде чем усовершенствованные системы ABS с различными техническими достижениями начали устанавливаться, обычно в качестве дополнительного оборудования, на большее количество, в основном, модели автомобилей класса люкс.

Со временем ABS стала более распространенной и работала лучше, быстрее и точнее. В 1985 году Ford Scorpio был представлен в Европе с системой АБС с электронным управлением, разработанной Тевесом, которая входит в стандартную комплектацию каждой версии модели. Впервые в таком массовом масштабе Ford Scorpio был удостоен звания «Европейский автомобиль года 1986» с этим элементом оснащения.

Как работает АБС?

АБС состоит из двух систем — электронной и гидравлической. В состав системы входят: датчики скорости каждого колеса, контроллер ABS, модуляторы давления и педаль тормоза с усилителем и тормозной насос.

Принцип работы АБС основан на предотвращении заноса отдельных колес транспортного средства при торможении. Это оказывает огромное влияние на безопасность вождения, поскольку занос может привести к потере контроля над автомобилем и предотвратить маневрирование при экстренном торможении — в соответствии с принципом: не вращающееся колесо не может указывать направление.

Чтобы предотвратить эту угрозу, специальные датчики постоянно контролируют скорость отдельных колес, и если одно из них начинает вращаться медленнее других или перестает вращаться, электроника предполагает, что оно занесло. В этой ситуации открывается клапан в канале насоса АБС (отвечающий за распределение давления тормозной жидкости на выбранный тормоз), затем давление жидкости падает, и застрявший тормоз «отпускает».

Через некоторое время давление снова нарастает, тормоз снова работает, и если колесо снова блокируется из-за потери тяги, давление тормозной жидкости снова падает. Такой цикл — в зависимости от того, насколько продвинута система — может повторяться до 15 раз в секунду, что в 5 раз быстрее, чем может сделать средний водитель.

Как тормозить с АБС?

На практике АБС, особенно при сознательном использовании водителями, может сократить тормозной путь на мокрой и сухой поверхности и в то же время предотвратить локальные поломки шин.

Она не так эффективна на снегу или на песчаном грунте — в этих случаях система может даже увеличить тормозной путь, так как не позволяет заблокированным шинам врезаться в рыхлую поверхность. Тем не менее, АБС позволяет автомобилю оставаться управляемым, а при непрерывном рулевом управлении — также изменять направление движения при торможении.

Все, что водителю нужно сделать в случае экстренного торможения, — это резко и быстро нажать на тормоз, а в автомобилях с механической коробкой передач — еще и на сцепление. Не отпускайте руль и следите за дорогой, аккуратно управляя гусеницей.

В старых системах вы можете почувствовать сильную пульсацию педали тормоза. Привыкайте к этому и держите педаль тормоза нажатой во время экстренного торможения. В более новых конструкциях дополнительная помощь представляет собой систему, которая в зависимости от скорости нажатия водителем на тормоз не только регистрирует необходимость резкого торможения и «нажимает» на педаль для этого, но также плавно изменяет тормозное усилие тормоза на обеих осях, чтобы максимизировать эффективность системы и сцепление с дорогой.

При отсутствии АБС в автомобиле при резком торможении велик риск блокировки колес. В такой ситуации водитель практически не влияет на траекторию автомобиля, и, следовательно, увеличивается риск аварии. По этой причине обязательное оборудование для автомобилей обновлялось в Европе в 2009 и 2014 годах. В настоящее время все автомобили, продаваемые в Европе, должны иметь обязательную АБС.

По мнению экспертов шинной компании Continental, каждый элемент оборудования автомобиля, даже самая маленькая часть оборудования автомобиля, поддерживающая водителей, может иметь большое значение для повышения безопасности дорожного движения. На протяжении многих лет компания разрабатывает и внедряет технологии и решения, способствующие повышению безопасности дорожного движения, в том числе передовые системы ABS.

Leave a Reply